Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
- Перед проведением необходимо проветрить помещение.
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить сразу после приёма пищи.
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
- Не заниматься с ребенком, если у него заболевания органов дыхания в острой стадии.
Техника выполнения упражнений
* Следить за правильным вдохом – через нос;
* плечи не поднимать;
* выдох должен быть длительным, плавным;
* необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно придерживать их ладошками);
* каждое упражнение выполнять не более 3-5 раз ( многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Комплекс игр и упражнений на развитие дыхания
«Осенние листочки»
На уровне рта ребёнка подвешены
на ниточках листья деревьев. Рассма-
триваем их, называем, определяем цвет.
Дети стоят напротив листочков. Медленно
набираем воздух через нос. Следим, чтобы
не поднимались плечи. Вытягиваем губы
трубочкой, дуем на листочки.
“Надуй шарик”
- прямо не напрягаясь. Для контроля , за движением диафрагмы, положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс. (Повторить 3-5 раз) Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем;
Шарик лопнул – выдыхаем,
« Ветерок»
Взрослый предлагает ребёнку подуть на вертушку,
бумажные султанчики, цветок одуванчика, как ветерок,
сопровождая действия ребенка стихотворным текстом: Очень яркий день – денёчек, дунь – подунь, наш ветерочек, Ветерочек, ветерок, Дунь – подунь наш ветерок.
«Снегопад»
Сделать из ваты мелкие шарики – «снежинки», положить
ребёнку на ладонь и предложить «устроить снегопад» -
сдувать снежинки с ладони.
«Лети, пёрышко!»
Положить ребёнку на ладонь пёрышко и предложить
подуть так, чтобы оно полетело.
«Задуй свечку»
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около
10см от губ. Детям предлагается медленно и тихо
подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи»
отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто
дольше всех дул на «свечу»
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью вдохну,
Свечи все я потушу.
«Капелька»
Взрослый капает краской на лист
бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё
через соломинку. Капелька «бежит» и
оставляет след.
«Горячий чай»
Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут,
боковые края широкого языка подняты.
Подуть на “чай”. Следить, чтобы не надувались
щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние
зубы, воздушная струя узкая, не рассеянная.
«Фокус»
Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается
вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть
на ватку, чтобы сдуть её с носа.
«Футбол»
Улыбнуться, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Подуть длительно так,
что бы воздушная струя шла посередине языка,
и забить гол в ворота (ватку на противоположный край стола). |