Ребёнок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребёнка 4-5 лет. Самым главным является то, что ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений. Его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5-6 лет запас слов ребёнка увеличивается до 2500-3000.
При недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты:
- ребёнок неактивен в речевом общении;
- он не может связно рассказать о происходящих событиях;
- наблюдается низкий уровень осведомлённости об окружающем мире.
Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребёнком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Игра «Скажи наоборот». Взрослый называет слова, а ребёнок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко…(низко), потерял…(нашёл)
Игра «Подбери словечко». В эту игру можно играть с мячом, перекидывая его друг другу. Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).
Игра «Похожие слова». Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Например: приятель — друг —враг; грусть —радость —печаль; еда —очистки —пища; труд —завод —работа; танец —пляска —песня; бежать —мчаться —идти; думать —хотеть —размышлять; шагать —сидеть —ступать.
Игра « Мяч бросай и…» (в зависимости от темы игры возможны варианты «мяч бросай и животных называй (транспорт, фрукты и т.д.)) Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предмет. Возможет второй вариант игры, когда взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Игра «Животные и их детеныши. Взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч , называет детеныша этого животного.
У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок и т.д.
Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например: «Кто и что бежит? Ползёт? Летает? Растёт?», «Кто или что может быть горячим? Тяжёлым?» и т.д.
Загадывайте ребёнку загадки об овощах, фруктах, посуде, мебели и т.д. Предлагайте самому составлять загадки-описания по определённому плану. Например: взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описания цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана.
Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы будете проявлять интерес, ребёнок будет стремиться возвращаться к подобным заданиям. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев. Интересуйтесь мнением ребёнка и высказывайте своё мнение. |