Познавательно-игровое развлечение с использованием мультимедийной презентации "День воды" (для детей старшей и подготовительной группы)
Познавательно-игровое развлечение с использованием мультимедийной презентации. «Всемирный день воды» Для детей старшей и подготовительной группы. Составила: воспитатель МБДОУ № 107 Вылигжанина Светлана Анатольевна Цель: Активизировать знания детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Создать для детей радостное настроение. Игры с водой - это генератор хорошего настроения для детей, а еще - один из самых приятных способов обучения. Материал: картины с изображением реки, озера, моря. ручья, бумажные капельки, прозрачные стаканы, два шприца без иголок, две губки, сахарный песок и растительное масло, чайные ложечки, лед, зеркало, комнатные растения. Ход игры: Здравствуйте, ребята. Сегодня всемирный день воды. Мы с вами должны стать участниками празднования этого замечательного дня. Бывает вода в состоянии разном. В жидком, твердом . Даже в газообразном. Мы не видим ее или не замечаем. Но, когда ее нет, тяжело ощущаем. Мы сегодня с вами узнаем в каком состоянии может находиться, вода. Только вода, единственное существо, на свете которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Мы проведем с вами опыты с водой.
Опыт 1.Вода прозрачная. Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Детям предлагается опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да). Вывод: вода прозрачная. Опыт 2.У воды нет вкуса. У нас три стакана. А сейчас немного я с вами поиграю. Предлагаю ребенку закрыть глаза. Ребенок пробует воду (соленую, сладкую) с закрытыми глазами. Определяет на вкус то, что он попробовал. Затем так же предлагаю с закрытыми глазами попробовать воду и определить, что он попробовал. Какая вода? (безвкусная). Вывод: у воды нет вкуса. Опыт 3.У воды нет запаха. Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Вывод: чистая вода не имеет запаха. Опыт 4. Вода не имеет собственной формы Налить воду в чашки, блюдца, баночки. Какую форму она принимает? Вывод: вода принимает форму того предмета, в который её наливают. Опыт 5.Лед - это твердая вода. Предложить детям понаблюдать за снегом и кубиком льда. Принести в помещение комок снега и кубики льда, поместив в отдельную посуду. Обратить внимание на то, что с ними происходит. Вывод: лед, снег — это тоже вода. Удивительная загадка природы: каждая снежинка, падающая с неба, имеет свой неповторимый рисунок, то есть, нет одинаковых снежинок. Опыт 6.Лед легче воды. Что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой? Лед плавает в воде. Вывод: Он легче воды, поэтому и не тонет. Опыт 7.Растворяется - не растворяется Смешиваем воду с солью, сахаром, чаем, кофе и крупой. Заварка не растворяется, но плавает на поверхности, крупа – тонет, подсолнечное масло не растворяется и остается сверху и т.д. Опыт 8.Возьмите два листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством. Опыт 9.Делаем облако. Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Опыт 9. Яйца в воде - опыты с плотностью. Три стакана с солью с сахаром и простая вода, в каждый стакан опускаем яйцо. Опыт 10. Поющий бокал. Мокрым пальцем провести по кроям стакана. Высота звука, зависит от величины бокала и толщены его стенок. Подобрать несколько стаканов от самого низкого до самого высокого. Изменить звук можно подливая воды в стакан. Можно воду заколдовать. 1.Растворяем в воде тушь, перемешиваем, вода окрасилась. Если в раствор туши добавить толченый активированный уголь, вода вновь станет прозрачной. 2.Растворяем в воде крахмал, капаем несколько капель йода, перемешиваем, вода окрасилась. Если раствор нагреть (опустив стакан в горячую воду) раствор становиться прозрачным, а если раствор охладить(опустив стакан в холодную воду) раствор опять окрасится. 3. Газ вода в пластиковой бутылке, поместить на три часа в морозилку, вода должна остаться в жидком состоянии. ( "Сверх охлаждение" это склонность воды оставаться жидкой, даже будучи охлажденной до температуры ниже точки замерзания.) Достав бутылку из морозилки, показать детям ,что вода в бутылке в жидком состоянии. Ударяем дном бутылки о стол (когда процесс кристаллизации запускается) можно наблюдать, как охлаждённая вода в одно мгновение "превращается" в лед.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Земля, вода, огонь, воздух». Играющие: становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» – названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. (Включить запись «журчание воды») Ребята, слышите, что это такое? (подходим к картине с изображением ручейка) А что льется в ручье? (вода) Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (плещется, журчит, переливается, бежит, течет) Если вода льется, переливается, значит, вода какая? (жидкая) В ручье живет вода. Прикрепим капельку к нему. Ребята, давайте капельками отметим, где у нас в зале живет вода (ходим по залу, приклеиваем капельки в те места, где живет вода) Загадки: А сейчас мы с вами отгадаем загадки. Без языка, а говорит. Узнаете меня.(Ручеек) Дождь прошёл, а я осталась На дорожке во дворе. Воробьи во мне купались На потеху детворе. Но до завтрашнего дня Солнце высушит меня. (Лужа) Сперва – блеск, За блеском – треск, За треском – плеск. (Молния, гром, дождь) Не пешеход, а идет Мокнут люди у ворот. Ловит дачник его в кадку. Очень трудная загадка? (Дождь) Он как алмаз: И тверд, и чист, на солнышке сверкает, Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед) Что за звездочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь — вода в руке? (Снежинки) Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Чуть солнце ее припечет — Заплачет она и умрет. (Сосулька) Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы, И заросли роз? (Мороз, снежные узоры на окне — тоже вода.) На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина.(град) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем - не найдём.(роса) Эстафета. Один ребенок выполняет по одному заданию. 1.Удочкой-черпаком ловим рыбку. Вылавливаем из таза шарики. 2. Переселяем водичку из одной посуды в другую при помощи губки. 3.Спаси рыбку. Рыбка не может жить без воды. Надо ей помочь, наполнить ведерко водой, преодолевая препятствия. Воду будем набирать шприцом без иголки, выливая ее в маленькое ведерко, потом бежать к ведерку с рыбкой, преодолевая препятствия. 4.Столкнуть соперника с болотной кочки. Два игрока стоят на одной ноге в обруче, по сигналу ловкими движениями стараются вытолкнуть друг друга. 5.Прохождение болота. Два обруча с их помощью надо преодолеть "болото". Группы из 3-х человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта нужно вернуться бегом. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно "утонуть". 6.Потушить пожар. По пять человек в каждой команде, передовая ведро(без воды) 7.Подводное плавание. Бег в ластах, делая движения руками как при плавании. 8. Нарисуй портрет воды (снежинка, сосулька, море…) Показ мультимедийной презентации о воде. Пришла пора прощаться с вами. Мы подружились с водой и узнали, что она таит в себе много неизвестного. Вода-это то, без чего человек и все живое на земле не сможет существовать. Вода источник жизни.